Влияние железнодорожного транспорта на социально-экономическое развитие Вологодской области

Информация » Влияние железнодорожного транспорта на социально-экономическое развитие Вологодской области

Страница 1

Транспорт во все времена является одним из важнейших факторов развития всех отраслей экономики. Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса, так как основные объёмы перевозок разнообразных товаров выполняются именно этим видом транспорта. Одним из важнейших событий в истории Северного экономического района и, в том числе, Вологодской области, в конце XIX - начале XX вв. явилась постройка железной дороги от Ярославля до Архангельска, и строительство ветки Санкт-Петербург - Вологда - Вятка. Эти события очень повлияли на социально-экономическое развитие данной территории, благодаря ним Русский Север был вовлечен в систему товарооборота единого общероссийского рынка. Поэтому, актуально исследовать, на какие именно социально-экономические параметры железная дорога оказала прямое влияние.

Объектом исследования является железнодорожный транспорт Вологодской области.

Предметом исследования - его влияние на расселение и хозяйство Вологодской области.

Цель работы - анализ влияния железнодорожного транспорта на социально-экономическое развитие Вологодской области. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть место железнодорожного транспорта в инфраструктурном комплексе мира, России и Вологодской области;

изучить историю строительства основных железнодорожных линий Вологодской области;

изучить влияние железнодорожного транспорта на расселение и население Вологодской области;

изучить влияние железнодорожного транспорта на хозяйство территории Вологодской области.

Основными методами в данной работе являются: сравнительно-географический, статистический (сбор и обработка статистических материалов), картографический, моделирования (построение картосхем), математический.

Теоретическую основу работы составили труды Никольского И.В. и Баранского Н.Н., которые занимались размещением отдельных видов транспорта на территории СССР и направлениями их дальнейшего развития и значением в народном хозяйстве

Научная новизна работы заключается в том, что в ней:

1) показано место железнодорожного транспорта в инфраструктурном комплексе Вологодской области,

2) рассмотрена история формирования сети железных дорог на данной территории,

З) изучено влияние железнодорожного транспорта на социально-экономическое развитие Вологодской области,

4) составлены картосхемы, наглядно показывающие влияние железных дорог на плотность населения, среднюю людность сельских населённых пунктов, соотношение сельского и городского населения, занятость населения, объём производства промышленной продукции.

Практическая значимость: данная работа может быть использована в качестве источника дополнительной информации при изучении темы "Инфраструктурный комплекс" в курсе социально-экономической географии Вологодской области, а также при изучении факторов, влияющих на расселение и хозяйство конкретной территории.

Место железнодорожного транспорта в инфраструктурном комплексе Вологодской области.

Инфраструктурный комплекс Северного района можно считать достаточно развитым по сравнению с северными районами азиатской части России, но и этот район значительно отстаёт в своём развитии от соседних Северо-Западного и Центрального районов по многим характеристикам транспортного комплекса и сферы обслуживания.

Транспортный комплекс выполняет важные функции по обеспечению внутренних и транзитных перевозок. Перевозки в регионе осуществляются всеми видами транспорта: железнодорожным, морским, автомобильным, речным, воздушным, трубопроводным. В масштабах страны наибольшее значение имеет морской транспорт района, который обеспечивает связи со странами Европы.

Транспортная сеть Вологодской области, не отличаясь густотой, выполняет важные функции перевозок грузов и пассажиров (диаграмма 1). Плотность путей сообщения различных видов транспорта варьирует.

Плотность путей сообщения в 2006 году

Диаграмма 1

На территории области функционируют все виды транспорта за исключением морского. По сравнению с внутренними водными и автомобильными путями железнодорожный транспорт имеет наименьшую густоту сети. Это характерно и в целом для России. Внутренние водные судоходные пути по этому показателю занимают и в области, и в России промежуточное положение, уступая автомобильным дорогам и опережая железные дороги, хотя в Вологодской области значение этого показателя почти в три раза выше.

Густота железных дорог в области составляет 5,3 км на 1000 кв.км, что практически совпадает со среднероссийскими показателями (5,0 км на кв.км). Для структуры транспортной сети характерно преобладание речных и автомобильных путей над железнодорожными (диаграмма 2), эксплуатационная длина которых в последние 9 лет была практически стабильной и в настоящий момент составляет 769 км (железные дороги общего пользования), хотя наибольшая доля в перевозках грузов принадлежит железнодорожному транспорту.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи о транспорте:

Проблемы и перспективы развития транспорта России
Логистика как сегодня, так и в будущем будет основным фактором в конкурентной борьбе. Успех в конкурентной борьбе между предприятиями и сетями единой цепочки создания стоимости, между странами и экономическими регионами определяется в первую очередь уровнем компетенции в логистике. Так, исследован ...

Расчет производительности подвижного состава и производительной программы АТП
Производительность подвижного состава можно определить следующим образом: – среднечасовая выработка автомобиля в тоннах () и тонно–километрах () ; . Произведем расчет: – среднедневная выработка подвижного состава в тоннах () и тонно–километрах () ; . Произведем расчет: ; – ...

Общехозяйственные расходы
Общехозяйственные (накладные) расходы (SН) без учета налогов, включаемых в себестоимость, и ФЗП администрации — управленческого персонала, включенного в общий ФОТ, определяется по формуле: , где – коэффициент, учитывающий общехозяйственные расходы, приходящиеся соответственно на 1 руб. заработн ...

Разделы сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transportzones.ru