Влияние железнодорожного транспорта на социально-экономическое развитие Вологодской области

Информация » Влияние железнодорожного транспорта на социально-экономическое развитие Вологодской области

Страница 1

Транспорт во все времена является одним из важнейших факторов развития всех отраслей экономики. Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса, так как основные объёмы перевозок разнообразных товаров выполняются именно этим видом транспорта. Одним из важнейших событий в истории Северного экономического района и, в том числе, Вологодской области, в конце XIX - начале XX вв. явилась постройка железной дороги от Ярославля до Архангельска, и строительство ветки Санкт-Петербург - Вологда - Вятка. Эти события очень повлияли на социально-экономическое развитие данной территории, благодаря ним Русский Север был вовлечен в систему товарооборота единого общероссийского рынка. Поэтому, актуально исследовать, на какие именно социально-экономические параметры железная дорога оказала прямое влияние.

Объектом исследования является железнодорожный транспорт Вологодской области.

Предметом исследования - его влияние на расселение и хозяйство Вологодской области.

Цель работы - анализ влияния железнодорожного транспорта на социально-экономическое развитие Вологодской области. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть место железнодорожного транспорта в инфраструктурном комплексе мира, России и Вологодской области;

изучить историю строительства основных железнодорожных линий Вологодской области;

изучить влияние железнодорожного транспорта на расселение и население Вологодской области;

изучить влияние железнодорожного транспорта на хозяйство территории Вологодской области.

Основными методами в данной работе являются: сравнительно-географический, статистический (сбор и обработка статистических материалов), картографический, моделирования (построение картосхем), математический.

Теоретическую основу работы составили труды Никольского И.В. и Баранского Н.Н., которые занимались размещением отдельных видов транспорта на территории СССР и направлениями их дальнейшего развития и значением в народном хозяйстве

Научная новизна работы заключается в том, что в ней:

1) показано место железнодорожного транспорта в инфраструктурном комплексе Вологодской области,

2) рассмотрена история формирования сети железных дорог на данной территории,

З) изучено влияние железнодорожного транспорта на социально-экономическое развитие Вологодской области,

4) составлены картосхемы, наглядно показывающие влияние железных дорог на плотность населения, среднюю людность сельских населённых пунктов, соотношение сельского и городского населения, занятость населения, объём производства промышленной продукции.

Практическая значимость: данная работа может быть использована в качестве источника дополнительной информации при изучении темы "Инфраструктурный комплекс" в курсе социально-экономической географии Вологодской области, а также при изучении факторов, влияющих на расселение и хозяйство конкретной территории.

Место железнодорожного транспорта в инфраструктурном комплексе Вологодской области.

Инфраструктурный комплекс Северного района можно считать достаточно развитым по сравнению с северными районами азиатской части России, но и этот район значительно отстаёт в своём развитии от соседних Северо-Западного и Центрального районов по многим характеристикам транспортного комплекса и сферы обслуживания.

Транспортный комплекс выполняет важные функции по обеспечению внутренних и транзитных перевозок. Перевозки в регионе осуществляются всеми видами транспорта: железнодорожным, морским, автомобильным, речным, воздушным, трубопроводным. В масштабах страны наибольшее значение имеет морской транспорт района, который обеспечивает связи со странами Европы.

Транспортная сеть Вологодской области, не отличаясь густотой, выполняет важные функции перевозок грузов и пассажиров (диаграмма 1). Плотность путей сообщения различных видов транспорта варьирует.

Плотность путей сообщения в 2006 году

Диаграмма 1

На территории области функционируют все виды транспорта за исключением морского. По сравнению с внутренними водными и автомобильными путями железнодорожный транспорт имеет наименьшую густоту сети. Это характерно и в целом для России. Внутренние водные судоходные пути по этому показателю занимают и в области, и в России промежуточное положение, уступая автомобильным дорогам и опережая железные дороги, хотя в Вологодской области значение этого показателя почти в три раза выше.

Густота железных дорог в области составляет 5,3 км на 1000 кв.км, что практически совпадает со среднероссийскими показателями (5,0 км на кв.км). Для структуры транспортной сети характерно преобладание речных и автомобильных путей над железнодорожными (диаграмма 2), эксплуатационная длина которых в последние 9 лет была практически стабильной и в настоящий момент составляет 769 км (железные дороги общего пользования), хотя наибольшая доля в перевозках грузов принадлежит железнодорожному транспорту.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи о транспорте:

Выбор метода оптимизации инвестиционной программы
При выборе метода оптимизации инвестиционной программы необходимо учитывать следующие условия: 1.Метод должен приводить к конкретному результату при минимальном объеме вычислений; 2.Метод должен дать максимальный объем информации для лица, принимающее решение; 3.Результат решения должен быть во ...

Централизованная система воздушного охлаждения электрических агрегатов
Для охлаждения электрических агрегатов (тягового электродвигателя, генератора, выпрямительной установки и др.) на тепловозе ТЭП70 создана система централизованного воздухоснабжения от одного осевого вентилятора 1 (рис.27) с общей производительностью 1200 м³/мин. Осевой вентилятор 1 засасыв ...

Расчет масштаба Бонжана. Расчет водоизмещения и абсциссы центра величины для судна, плавающего с дифферентом
Масштабом Бонжана называется совокупность кривых для всех шпангоутов (рис.4.1). Масштаб Бонжана используется для определения водоизмещения и абсциссы центра величины , а также для некоторых других расчетов при наличии значительных дифферентов. Площадь шпангоута определяется по формуле: Расчеты ...

Разделы сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transportzones.ru