Феррографический метод оценки технического состояния авиадвигателей

Информация » Диагностирование двигателя НК-16СТ в наземных стационарных установках » Феррографический метод оценки технического состояния авиадвигателей

Страница 1

Феррографический анализ масла был предложен В. Весткоттом, Д. Андерсоном, Р. Боуэном. Он заключается в осаждении частиц износа из пробы масла в магнитном поле на поверхности стеклянной пластины с последующим их анализом на микроскопе. Частицы с одинаковыми магнитными свойствами осаждаются на пластину в соответствии с их размером: сначала крупные, затем более мелкие. Частицы одинакового размера, но с различными магнитными свойствами осаждаются в соответствии с их магнитной восприимчивостью.

Феррографический способ анализа, в отличии от спектрального, предоставляет значительно больше информации о частицах износа. Данным способом представляется возможность оценить размер, индекс износа, форму и состояние поверхности частиц, которая позволяет идентифицировать вид износа.

Казалось бы, при таком количестве информации об износных частицах должны отсутствовать промахи в оценке технического состояния двигателей. Однако на практике не всегда удаётся поставить точный диагноз.

Несмотря на длительное применение спектрального и феррографического метода (более 25 лет), в трибодиагностике газотурбинных двигателей остаются существенные проблемы. Так, по данным НПО «Сатурн», спектральный анализ выявляет не более 11% двигателей Д-30КП / КУ / КУ-154 с дефектами маслосистемы. В ОАО «Авиадвигатель» по результатам спектральных и феррографических измерений ни разу не удалось предотвратить дефекты подшипников трансмиссии в двигателях ПС-90А.

Повысить эффективность диагностирования при спектральном анализе можно прежде всего за счёт снижения случайной составляющей погрешности при измерении содержания металлической примеси в масле. Для этого предлагается использовать стандартный образец (СО): для атомно-эмиссионных спектрометров – на основе маслорастворимой металлоорганической примеси (СО фирмы Conostan), для рентгенофлуоресцентной аппаратуры – на основе водного раствора ионов металлов либо чистых металлов.

Однако имеющийся фактический материал заставляет сомневаться в справедливости отмеченных выше основополагающих признаков оценки технического состояния ГТД. Поэтому необходимо выявить основные причины низкой эффективности диагностирования ГТД спектральным и феррографическим методом, чтобы сформулировать затем возможные пути решения проблемы.

Атомно-эмиссионный способ измерения элементного состава вещества является относительным, и для количественного измерения содержания элементов он должен быть отградуирован с помощью стандартного образца (СО). Основным требованием, предъявляемым к СО, является его максимально близкое (в идеале – полное) соответствие по физико-химическим характеристикам анализируемой пробе.

Следует отметить, что в анализируемых пробах масел металлы находятся в виде частиц износа, размер которых может меняться. А градуирование анализатора производится по стандартному образцу, где металлы содержаться в виде маслорастворимой металлической примеси (СО Conostan) или частиц фиксированного размера (СО, содержащий частицы окиси Fe и Cu). Таким образом, форма содержания металла в стандартном образце и в анализируемой пробе – различная.

В связи с этим возникают вопросы, насколько существенна систематическая погрешность при измерении содержания частиц с применением стандартного образца и повысится ли эффективность диагностирования ГТД при внедрении СО.

Как правило, у исправных двигателей в пробе масла отсутствуют частицы размером более 3 мкм (обычно 0,05…0,8 мкм). Исходя из этого для изготовления стандартного образца рекомендуется перетирать окислы металлов не менее 3 часов, в результате чего частицы размером до 5 мкм составят 99,5%. Таким образом, стандартный образец будет близок к размерам частиц износа в анализируемой пробе.

С другой стороны, были выделены частицы износа из масла исправных двигателей Д-30КП / КУ-154, размер и другие параметры которых оценивались с помощью микрорентгеноспектрального анализатора Camebax – SX-50. Оказалось, что в смазочном масле исправного двигателя могут находиться частицы размером до 50 мкм (табл. 3).

Таблица 3

Распределение по размерам частиц железа, полученных осаждением из смазочного масла исправных двигателей. Количество частиц Fe в выборке 193

d, мкм

2

3

4

5

6

8

10

15

20

30

40

50

n, число частиц

37

26

17

20

16

15

19

15

8

4

4

12

N, %

19,2

13,5

8,8

10,3

8,3

7,8

9,8

7,8

4,1

2,1

2,1

6,2

Страницы: 1 2 3 4

Статьи о транспорте:

Определение расхода электроэнергии подвижным составом при движении по перегону
Расход электрической энергии на тягу подвижного состава постоянного тока определяется по кривым движения графоаналитическим методом. Кривую потребляемого тока I∑(S) подвижным составом разбивают на отрезки ∆I∑j. Для каждого отрезка определяется среднее значение тока I∑срj, ...

Осталивание
По сравнению с хромированием процесс осталивания имеет ряд преимуществ: большую скорость нанесения покрытия, высокий выход, металла по току, возможность получения более толстых покрытий, использование более простых и дешевых электролитов. Осталиванием восстанавливают изношенные стержни клапанов, ц ...

Выбор конструктивно-силовой схемы крыла, подбор параметров расчетного сечения
Выбор конструктивно- силовой схемы крыла Для расчета принимается двухлонжеронное крыло кессонной конструкции. Выбор профиля расчетного сечения крыла Относительная толщина профиля расчетного сечения определяется по формуле (4). выбирается профиль, соответствующий по толщине рассматриваемому тип ...

Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.transportzones.ru