Мельников Павел Петрович

Страница 2

По инициативе П.П. Мельникова в 1844 г. Александровский механический завод в Петербурге был передан в ведение ведомства путей сообщения и переоборудован для производства железнодорожного подвижного состава. При заводе создали особый комитет (в него входил и Мельников), который разрабатывал технические условия на проектирование паровозов и вагонов и осуществлял контроль за качеством их изготовления.

На строительстве магистрали Петербург – Москва сформировалась русская школа строителей железных дорог и мостов. Об этом с гордостью писал П.П. Мельников в 1869 г.: “… Работы на Николаевской железной дороге, произведенные весьма добросовестно, образовали всех’ тех практических строителей, коими исполняются теперь с примечательным успехом и без всякой помощи иностранцев все строящиеся железные дороги в России”. На эту сторону деятельности П.П. Мельникова указывали и современники. В 1872 г. в связи с 50-летием его службы на железнодорожном транспорте в поздравительном адресе от Института инженеров путей сообщения отмечалось: “Николаевская железная дорога с ее величественными сооружениями представляет вдвойне замечательный памятник практической деятельности Вашей как самый важный путь сообщения в России и как школа образовавшихся под руководством Вашим строителей. Воздвигнутые ими сооружения, из которых многие известны всему ученому миру, по справедливости увеличивают блеск Ваших собственных деяний”.

Ученик и соратник Мельникова инженер В.А. Панаев так вспоминает об этом: “В то время на Николаевской дороге не было ни одного не только знакомого с постройкой железных дорог, но и видавшего их, кроме игрушки – Царскосельской дороги. А как построена дорога? Известно всему свету. Этот факт доказывает и силу учителя, а равно основательное образование инженеров. Система управления Мельникова отличалась полным отсутствием формализма, бюрократизма и педантизма. Производители работ были абсолютно избавлены от переписки, а потому могли вполне отдаваться своему делу. Мельников всячески поощрял инициативу инженеров-производителей работ и радовался, когда они предлагали что-то новое. Он сознательно готовил людей к самостоятельной деятельности. Посещение им работ было праздником для инженеров. Нетребовательность Мельникова в отношении собственного комфорта была легендарной. Он не имел экипажа и разъезжал по работам на перекладной тележке. Его рассказами во время посещения работ заслушивались. Его принимали за образец, которому всякий хотел подражать”.

Работа Мельникова на постройке магистрали Петербург – Москва была отмечена орденами Станислава и Святой Анны 1-й степени, в 1847 г. ему было присвоено звание генерал-майора.

Еще в 1844 – 1847 гг. Павел Петрович разработал проект развития сети железных дорог в центральных районах страны общей длиной более 3 тыс. км, чтобы связать Черное и Балтийское моря. Однако “… по недостатку тогда доверия- в Главном управлении путей сообщения к железнодорожному делу проекту этому не было дано дальнейшего хода”, – писал позднее П.П. Мельников. Только в 1854 г. правительство спешно создало экспедицию для изыскательских работ по постройке железных дорог по направлениям Москва – Харьков – Феодосия (с веткой на Севастополь и линиями в Донбасс и в Ростов-на-Дону) и Харьков – Одесса.

Начальником экспедиции назначили Мельникова. Она состояла из пяти изыскательских партий. Их возглавили ученики Мельникова – Д. И. Журавский, В. А. Панаев, B.C. Семичев и др. Экспедиция работала более двух лет, протрассировала около 4 тыс. км вариантов трассы и в начале 1857 г. представила технико-экономическое обоснование сооружения железных дорог к югу от Москвы.

В конце 50-х годов начало развиваться строительство железных дорог частными обществами, и для технического контроля за их деятельностью в ведомстве путей сообщения была создана Главная инспекция частных железных дорог. В конце января 1858 г. главным инспектором частных дорог назначили П.П. Мельникова. Главное внимание он обращал на выбор основных параметров и направления проектируемых дорог, пытался установить контроль за качеством изысканий и проектирования новых линий. Однако частные общества противились этому и фактически делали все по-своему. Не желая быть пособником злоупотреблений, П.П. Мельников в конце 1858 г. отказался от должности главного инспектора частных железных дорог. Его преемником стал А.И. Дельвиг.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи о транспорте:

Схема дискового тормозного механизма
колесная шпилька направляющий палец смотровое отверстие суппорт клапан рабочий цилиндр тормозной шланг тормозная колодка вентиляционное отверстие тормозной диск ступица колеса грязезащитный колпачок Принцип торможения Свойственная современная тормозная конструкция приводится в работ ...

Составление операционных карт и операционных эскизов
На операционной карте указывают номер и наименование операций в соответствии с маршрутной картой, наименование и модель (код) оборудование и приспособление, материал, массу, и твердость детали. В соответствующих строках карты на каждый переход приводят номер, содержание с техническими требованиям ...

Значение технической диагностики ГПА
Необходимость существенного расширения работ в области диагностирования газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и в первую очередь с газотурбинным приводом, составляющих преобладающий удельный вес в общей энерговооружённости газовой отрасли, создание и внедрение диагностических систем неразрывно связан ...

Разделы сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.transportzones.ru