Основы технической диагностики автомобилей

Информация » Основы технической диагностики автомобилей

Слово диагностика в переводе с греческого означает "способный распознать".

Технологический процесс определения технического состояния автомобиля без разборки и заключение о необходимом обслуживании или ремонте называют диагностированием. Диагностика изучает формы проявления технических состояний, методы и средства обнаружения неисправностей и прогнозирование ресурса работы объекта без его разборки. Она позволяет количественно оценить безотказность и эффективность автомобиля и прогнозировать эти свойства в пределах остаточного ресурса или заданной наработки.

Диагностика поддерживает на высоком уровне надёжность автомобилей, уменьшает расход запасных частей, материалов и трудовых затрат на ТО и ремонт, повышает производительность автомобиля и снижает себестоимость перевозок.

В условиях автотранспортных предприятий (АТП), станций технического обслуживания автомобилей (СТОА) на основании ГОСТ 25044-81 диагностика должна решать следующие задачи:

уточнение выявленных в процессе эксплуатации отказов и неисправностей;

выявление автомобилей, техническое состояние которых не соответствует требованию безопасности движения и охраны окружающей среды;

выявление перед ТО неисправностей, для устранения которых необходимы трудоёмкие ремонтные или регулировочные работы в зоне ТР;

уточнение выявленных в процессе проведения ТО и ТР характера и причин отказов и неисправностей;

прогнозирование безотказной работы агрегатов, систем и автомобиля в целом в пределах меж осмотрового пробега;

выдача информации о техническом состоянии подвижного состава для планирования, подготовки и управления производством ТО и ТР.

На основании Положения и "Руководства по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта, РД 200 РСФСР 15-0150-81" [6] по назначению, объёму работ, месту в технологическом процессе ТО и ремонта диагностирование подразделяется:

общее диагностирование (Д - 1);

углублённое (поэлементное) диагностирование (Д - 2);

рабочее диагностирование (Др.).

Диагностирование Д - 1 проводится перед каждым ТО - 1 в день постановки автомобиля на обслуживание и предназначено главным образом для определения технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения.

Диагностирование Д - 2 предназначено для определения мощностных и экономических показателей автомобиля, а также для выявления скрытых неисправностей, отказов, их места, характера и причин. По результатам Д - 2 устанавливается объём ремонтного воздействия, и оно проводится перед ТО - 2 за 1-2 дня до постановки автомобиля на обслуживание с целью подготовки производства к выполнению выявленного объёма работ.

Диагностирование Др служит для контроля технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля в процессе ТО и ТР на специализированных постах (контроль и регулировка света фар, углов установки колёс, приборов системы зажигания и др.).

Чтобы определить, в каком состоянии находится автомобиль или его элементы, необходимо знать их параметры технического состояния, заданных нормативно-технической документацией завода-изготовителя.

Под параметром понимается качественная и количественная мера, характеризующая состояние системы, механизма, элемента и процесса в целом.

Диагностирование системы зажигания и электрооборудования автомобиля ЗИЛ:

Описать возможные методы выполнения диагностирования по заданию.

Выбрать оборудование для проведения операции.

Перечислить возможные неисправности.

Составить подробную технологическую карту диагностики (карта).

Выполнить планировку участка диагностики с расположением оборудования.

Диагностирование источников тока и элементов системы зажигания.

Источники тока - АКБ и генератор с реле-регулятором - обеспечивает работу системы зажигания, контрольных и осветительных приборов и пусковых устройств.

На систему электрооборудования приходится около половины всех отказов и неисправностей автомобиля. От технического состояния АКБ зависит лёгкость пуска двигателя стартером, мощность электрической искры, особенно при обеднении рабочей смеси и увеличении искрового промежутка между электродами свечей.

Исправная работа генератора и реле-генератора обеспечивает своевременный под заряд АКБ и питание всех потребителей электрическим током при работающем двигателе.

Объём работ по техобслуживанию электрооборудования автомобиля занимает более 15% от общего.

В процессе эксплуатации АКБ возникают самые различные отказы и неисправности, которые приводят к невозможности дальнейшей эксплуатации автомобиля (табл.1).

Увеличение срока службы АКБ возможно за счёт регулярного выполнения контрольно-диагностических операций во время проведениятех обслуживаний.

При ТО-1 необходимо проверить уровень электролита в элементах батареи, надёжность контакта наконечников проводов с зажимами и крепление батареи.

При ТО-2, помимо перечисленного, проверить плотность электролита и степень заряженности АКБ под нагрузкой.

Для обеспечения объективной оценки тех состояния АКБ применяют мерную стеклянную трубку с делениями, автомобильный денсиметр, нагрузочную вилку модели ЛЭ-2 или специальный прибор модели ЛЭ-3М для проверки степени заряженности АКБ в целом.

Нагрузочная вилка модели ЛЭ-2 позволяет определить напряжение в каждом элементе батареи. Нагрузочная вилка состоит из нагрузочных резисторов 7 и 8 (рис.2), смонтированных между ножками 4 вилки и вольтметра 3. Нагрузочные резисторы вилки подбирают в соответствии с ёмкостью АКБ.

Прибор ЛЭ-3М (рис.3) более удобен для использования его в качестве диагностического при определении напряжения АКБ при нагрузке, близкой к стартерной.

Периодичность диагностирования генераторов, реле-регуляторов, элементов системы зажигания и пусковых устройств приурочивают ко второму техобслуживанию. Для целей диагностирования рассматриваемых элементов используют универсальные, переносные и передвижные приборы и стенды, позволяющие комплексно оценивать тех состояние электрооборудования.

Внешние признаки нарушения нормальной работы и структурные изменения элементов генераторов, реле-регуляторов, системы зажигания и стартера приведены в табл.2,3 и 4.

Таблица 1.

Признаки нарушения нормальной работы АКБ и необходимые технические воздействия.

Внешние признаки (симптомы) нарушения нормальной работы

Структурные изменения взаимодействующих элементов

Необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия

Внезапный отказ стартера. После его выключения сигнал даёт сильный звук

Окисление штырей батареи и наконечников проводов

Снять наконечники, очистить их и штыри от окислов. После установки смазать вазелином

Стартер не проворачивает колен вал. Включение стартера даёт резкое ослабление силы света фар

Короткое замыкание в элементах батареи

Проверить элементы прибором ЛЭ-2 или ЛЭ-3

Батарея, не соединённая с потребителями, самопроизвольно разряжается

Саморазряд батареи

Очистить и насухо вытереть перемычки и крышки элементов батареи

Батарея быстро разряжается при подключении потребителя. При заряде наблюдается "кипение" электролита

Сульфатация пластин батареи

Сдать батарею для ремонта в аккумуляторный цех

Стартер не проворачивает колен вал. Сила света фар быстро падает

Разряжена АКБ

Проверить: напряжение прибором ЛЭ-2 или ЛЭ-3, плотность электролита денсиметром

Утечка электролита из банок

Трещина в сосудах или крышках элементов батареи

Снять батарею и в аккумуляторном цехе заделать трещины

Разряженная батарея не принимает заряда

Разрушение активной массы пластин батареи

Заменить батарею

АКБ не заряжается

Не замыкаются контакты реле обратного тока. Обрыв в цепи генератор-батарея

Проверить и отрегулировать реле. Выявить и устранить неисправность

Таблица 2.

Признаки нарушения нормальной работы генератора, реле-регулятора и необходимые технические воздействия.

Внешние признаки (симптомы) нарушения нормальной работы

Структурные изменения взаимодействующих элементов

Необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия

При включении фар и работающем двигателе на средних режимах стрелка амперметра показывает разряд

Пробуксовка или обрыв ремня привода генератора

Проверить и отрегулировать натяжение ремня, при обрыве - заменить

При включении фар и работающем двигателе на средних режимах стрелка амперметра начинает показывать разряд

Загрязнение или замасливание коллектора и щёток. Заедание щёток в щёткодержателях; большой износ щёток

Снять защитную ленту с корпуса генератора. Зачистить коллектор стеклянной шкуркой. Устранить заедание. Заменить щётки

Колебание стрелки амперметра. Искрение между коллектором и щётками

Износ коллектора. Выступание миканита между ламелями

Разобрать генератор, выбрать миканит на глубину 0,8 мм, при необходимости проточить коллектор

Амперметр не показывает заряда на всех режимах двигателя

Обрыв или замыкание в обмотках якоря или обмотке возбуждения

Снять генератор и сдать в ремонт

Дребезжание генератора при резком изменении режима работы двигателя

Ослабление крепления генератора к двигателю

Затянуть болты крепления, изношенные заменить

Работа генератора сопровождается шумом и стуком

Износ подшипников вала якоря

Заменить подшипники, при необходимости генератор отремонтировать

Отсутствие или недостаточный зарядный ток

Нарушение работы регулятора напряжения или ограничителя тока

Заменить реле-регулятор

Чрезмерный зарядный ток, приводящий к кипению электролита

Отказ в работе реле обратного тока

Проверить работу реле-регулятора на всех режимах

Отсутствие зарядного тока

Контакты реле не замыкаются

Проверить работу реле обратного тока

Большой разрядный ток после остановки двигателя

Контакты реле не размыкаются

Проверить работу реле обратного тока

Таблица 3.

Признаки нарушения нормальной работы системы зажигания и необходимые технические воздействия.

Внешние признаки (симптомы) нарушения нормальной работы

Структурные изменения взаимодействующих элементов

Необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия

Перебои в работе одного или нескольких цилиндров двигателя

Отказ в работе или ненормальный зазор между электродами свечей

Определить состояние свечей на стенде Э-205

Неравномерная работа с выстрелами из глушителя. Внезапная остановка двигателя

Нарушение контактов в местах присоединения проводов к приборам

Проверить цепь низкого напряжения на стенде Э-205, подтянуть гайки крепления проводов к приборам

Перебои в работе цилиндров двигателя. Пропускание искры на массу

Нарушение изоляции проводов высокого напряжения

Проверить цепь высокого напряжения. Устранить отказ

Перебои в работе двигателя. Контакты прерывателя чистые

Отклонение зазора между контактами прерывателя от нормы

Проверить величину зазора на стенде Э-205 и довести до нормы

Перебои в работе двигателя. Слабая искра высокого напряжения

Обгорание, износ или загрязнение контактов прерывателя

Зачистить контакты прерывателя и довести зазор между контактами до нормы

Двигатель внезапно глохнет. При разомкнутых контактах прерывателя амперметр показывает разряд

Замыкание подвижного контакта на массу

Устранить замыкание

Двигатель работает с перебоями и перегревается. Выстрелы из глушителя. Обгорание контактов прерывателя

Утечка тока через изоляцию конденсатора

Заменить конденсатор

Двигатель внезапно глохнет и не пускается. Отсутствие тока в цепи высокого напряжения

Пробой изоляции или обрыв соединительного провода конденсатора

Заменить конденсатор

Двигатель внезапно глохнет и не пускается. Замена конденсатора не даёт результатов

Отказ катушки зажигания

Заменить катушку зажигания

Двигатель работает с несистематическими перебоями. Искра высокого напряжения слабая

Ненормальная работа катушки зажигания

Заменить катушку зажигания

Таблица 4.

Признаки нарушения нормальной работы стартера и необходимые технические воздействия.

Внешние признаки (симптомы) нарушения нормальной работы

Структурные изменения взаимодействующих элементов

Необходимые диагностические, профилактические и ремонтные воздействия

Стартер не проворачивает вал двигателя или вращает его медленно

Плохой контакт в цепи стартер - батарея

Зачистить штыри батареи и наконечники проводов

Стартер медленно поворачивает вал двигателя при исправной цепи стартер - батарея при заряженной батарее

Загрязнение коллектора якоря, износ или заедание щёток в щёткодержателях

Снять стартер, зачистить коллектор шкуркой, при необходимости устранить заедание

Стартер не вращает вал двигателя, включённые фары гаснут

Короткое замыкание в стартере

Сдать стартер в ремонт

Стартер не вращает вал двигателя: свет включённых фар не изменяется

Обрыв электрической цепи в стартере

То же

Стартер быстро вращает вал двигателя, двигатель пускается с трудом

Загрязнение, обгорание контактов выключателя стартера, закорачивающих сопротивление катушки зажигания

Снять и разобрать включатель. Зачистить контакты, закорачивающие сопротивление катушки зажигания

Реле включает стартер и сразу выключает

Обрыв удерживающей обмотки реле включения

Заменить реле

Работа включённого стартера сопровождается сильным шумом

Износ зубьев шестерни стартера

Снять стартер и заменить изношенную шестерню

Якорь стартера вращается, но не поворачивает вал двигателя

Отказ в работе муфты включения стартера

Снять стартер и заменить муфту свободного хода

Допустимое значение угла опережения, создаваемого центробежным автоматом, приведено в табл.5.

Таблица 5.

Допустимое значение угла опережения зажигания.

Автомобиль

Модель прерывателя

Угол опережения зажигания, создаваемый автоматами, град

Центробежным

Вакуумным

ЗИЛ - 130

Р4 - В

16 - 19

7,5 - 9,5

ЗИЛ - 164

Р21 - А

7 - 10

7,0 - 9,0

Прибор К-301 (Рис.6) является модернизацией прибора НИИАТ Э-5 и предназначен для проверки следующих элементов электрооборудования номинальным напряжением 12 и 24В: АКБ; генераторов постоянного и переменного тока с встроенными диодами мощностью до 500 Вт; реле-регуляторов всех типов; прерывателей-распределителей; конденсаторов; катушек зажигания цепей низкого напряжения; стартеров мощностью до 2 л. с.

Существенным отличием прибора К-301 от прибора НИИАТ Э-5 является наличие селекторного переключателя 12 (см. Рис.6), упрощающего изменение схем подключения к прибору проверяемых объектов.

Прибор модели Э-214 является дальнейшим совершенствованием рассмотренных приборов НИИАТ Э-5 и К-301 и предназначен для диагностирования непосредственно на автомобиле элементов 12 - и 24-вольтового электрооборудования с отрицательной полярностью массы. Прибором выполняются те же работы, что и К-301.

Стробоскопический прибор модели Э-102 предназначен для контроля правильности установки начального угла опережения зажигания. Прибор позволяет также проверять работоспособность центробежного и вакуумного автоматов опережения зажигания и наблюдать за движущимися частями двигателя.

Переносимый прибор модели Э-213 служит для проверки угла замкнутого состояния контактов прерывателей, качества изоляции и ёмкости конденсаторов. Питание прибора - от АКБ проверяемого автомобиля.

Осциллограф модели Э-206 предназначен для визуального наблюдения за процессами, протекающими в электрических цепях элементов системы зажигания. Осциллограф является также составной частью электронного стенда модели Э-205.

Статьи о транспорте:

Предварительная дефектовка аккумуляторной батареи
Доставить аккумуляторную батарею со склада ремонтного фонда на тележке для перевозки аккумуляторных батарей ПТ-034. Установить на верстак для дефектовки ОРГ-1019-201-00. Осмотреть аккумуляторную батарею, проверить состояние бака, крышек и заливочной мастики. Проверить прочность крепления межэлем ...

Определение пути разгона
Интегрирование пути по времени разгона автомобиля в интервалах также затруднительно из-за отсутствия аналитической связи между скоростью V и временем разгона t .Условно можно считать, что в каждом интервале скоростей автомобиль движется равномерно со средней скоростью. Vср1 =0, 5*(V1 + V2) V1 –с ...

Расчет себестоимости изделия и цены единицы изделия
Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты предприятия на ее выпуск и реализацию. Себестоимость является одним из важнейших обобщающих показателей деятельности предприятия, который отражает эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Себестоим ...

Разделы сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.transportzones.ru