Общеизвестно, что выполняемые человеком задачи, связанные с умственным напряжением (счет в уме, выбор решения и т.д.), вызывают учащение пульса. Частота пульса возрастает, когда водитель концентрирует внимание на важном для него объекте, и снижается, когда человек старается опознать дорожный знак или оценить на слух, шум, возникающий в двигателе.
Эмоциональная напряженность может проявляться как в увеличении частоты пульса, так и в ее уменьшении. Все эти положения подтвердились при проведении
исследований в ходовой лаборатории. Сложные дорожно-транспортные ситуации обычно вызывают учащение пульса. Особенно заметно это при неожиданном изменении дорожных условий или обстановки.
Опытные данные свидетельствуют о приросте частоты пульса до 125-150 ударов в минуту в сложных ситуациях, что составляет до 150-170 % по отношению к исходным значениям. Характерным примером является проезд по участку дороги с примыканием в одном уровне с необеспеченной видимостью. Внезапно выезжающие на примыкание и тормозящие у края дороги автомобили, а также быстро приближающиеся встречные создают опасную ситуацию, которая приводит к учащению частоты пульса у водителей до 140-150%.
Снижение эмоционального тонуса в результате монотонности и стереотипности выполняемой работы ведет к утрате бдительности, что сопровождается уменьшением частоты сердечных сокращений. При таких условиях в сознании водителей возникают кратковременные провалы, обычно они непродолжительны, исчисляются секундами и долями секунд, после которых снова возникает ощущение ясности. Это находит свое выражение в резком учащении частоты пульса водителя, который переживает тот момент, когда он утратил контроль за управлением автомобиля.
Приведенные примеры оценки состояния водителя по изменению характеристик записи движения глаз, кожно-гальванической реакции и частоте пульса достаточно показательны. Однако наиболее точная и полная оценка состояния водителя, характеризующая надежность его работы, возможна только при одновременной регистрации этих биопоказателей.
На рис. 1.6 ясен момент потери бдительности и наступления дремотного состояния у водителя при движении по монотонной, однообразной местности. Из фрагмента записи психофизиологических показателей видно, в этот момент существенно снизилась активность движения глаз (менее 0,1 фиксации в с), величина КГР и частота пульса (она уменьшилась с 72 до 54 ударов в минуту). Момент пробуждения характеризуется резким изменением биопоказатслей. Именно в такие моменты водители часто совершают ошибки, теряют ориентир, что приводит к авариям.
![]() |
водителя в горизонтальной плоскости; В - перемещение взгляда водителя в вертикальной плоскости; Г - запись кожно-гальванической реакции;
Д- частота пульса
Анализ многочисленных опытных проездов с регистрацией психологических показателей у разных водителей позволили установить уровни значений биопоказателей, соответствующих различной степени надежности их действий в зависимости от информационной нагрузки (табл. 1.2). Использование этих данных дает возможность оценить надежность действий водителя в различных дорожных условиях (хотя и несколько приближенно).
Таблица 1.2
Значение биопоказателей в зависимости от величины информационной нагрузки
Показатели информационной нагрузки на водителя на двух полосных дорогах |
Характер информационной нагрузки | |||
монотонная работа |
недостаточная нагрузка |
оптимальная нагрузка |
перегрузка | |
Частота пульса в % к исходным значениям |
105-110 |
105-115 |
115-125 |
Свыше125 |
Кожно-гальваническая реакция, мкв на 1км |
0,01-0,5 |
0,1-0,2 |
0,5-4,0 |
Свыше 4,0 |
Количество фиксаций взгляда в секунду |
1,0-1,1 |
1,2-1,5 |
1,5-2,4 |
Свыше 3,1 |
Надежность действий водителя, % |
85-90 |
90-95 |
100 |
85 и менее |
Статьи о транспорте:
Сравнительный подход и его методы
Согласно разделу III «Подходы к оценке» ФСО №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» «…сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых ...
Обоснование методов организации работ по ТО и ТР автомобилей
Основным структурным элементом производственных подразделений (зон, цехов и участков) автотранспортных предприятий является рабочее место. Представляющее собой зону трудовой деятельности одного или нескольких рабочих.
Рабочее место – часть пространства, приспособленная к выполнению работником про ...
Сигнализатор предельных оборотов СПО-2Р
Сигнализатор предельных оборотов СПО-2Р (рис. 17) предназначен для формирования сигнала на автоматическое выключение двигателя при достижении валом СТ предельно допустимых оборотов (6000 об/мин).
Рис. 17. Сигнализатор предельных оборотов СПО-2Р
Датчик частоты вращения ДЧВ-2500, установленный н ...