Важная роль в проблеме надёжности двигателя принадлежит методам контроля технического состояния, которые дают возможность обнаруживать неисправности элементов на ранних стадиях их развития. Применение этих методов позволяет своевременно выполнять работы по предотвращению отказов двигателя и обеспечивает наиболее полное использование заложенных в его конструкцию ресурсных возможностей.
Основной задачей системы контроля технического состояния является регистрация параметров двигателя в процессе его работы, обработка материалов для решения диагностических задач, документирование и хранение выходной информации для последующей статистической обработки данных (база данных НК‑16СТ хранится в компьютере и рассчитана на 1000 событий, каждое последующее вытесняет предыдущее).
Контроль является одной из необходимых функций любой системы управления. Цель контроля в системе управления надёжностью состоит из обнаружения происходящих в системе событий, заключающихся в отклонении выходных величин от заданных значений. В общем смысле, контроль – это процесс получения информации, сводящийся к обнаружению происходящих событий, регламентирующих, в соответствии с алгоритмом, управляющие воздействия на двигатель.
Контроль проводится в три этапа:
1) получение информации о фактическом состоянии двигателя;
2) обработка первичной информации, которая включает в себя сопоставление первичной информации с установленными требованиями, нормами, критериями;
3) представление результатов контроля.
Контроль бывает производственный и эксплуатационный. Мы в данной работе не рассматриваем производственный, а только эксплуатационный контроль.
При эксплуатационном контроле технического состояния в первую очередь возникает вопрос о том, к какому из двух компонентов: А0 или А1 – относится техническое состояние двигателя в данный момент времени. Таким образом, первой задачей эксплуатационного контроля является определение работоспособности функциональных систем ГТД с целью подтверждения их работоспособного состояния или обнаружения отказов (повреждений).
Если в результате решения этой задачи установлен отказ, то возникает задача диагностирования, т.е. поиска места отказа с заданной подробностью (детализацией) (рис. 7).
К современным системам диагностики предъявляются следующие основные требования:
1) достоверность и достаточность диагностики;
2) комплексность применения различных методов диагностики на всех этапах жизненного цикла ГТД;
3) высокая надёжность систем технического диагностирования;
4) оперативность и наглядность представления диагностической информации;
5) возможность использования полученной информации для прогнозирования технического состояния;
6) учёт при создании систем диагностирования человеческого фактора.
Рис. 7. Схема системы управления техническим состоянием ГТД
Так как двигатель НК-16СТ был разработан на основе двигателя НК‑8‑2У, у него есть средства контроля замеряемых параметров, которые относятся к средствам диагностирования.
Различают рабочее и тестовое диагностирование. Рабочее осуществляется встроенными средствами контроля, тестовое осуществляется после останова двигателя (осмотр лопаток, проба масла и т.д.)
В табл. 1 дано сравнение замеряемых параметров на рабочем двигателе НК-16СТ и замеряемых параметров НК-8-2У.
Таблица 1
Замеряемые параметры двигателей НК-16СТ, НК-8-2У
НК-16СТ |
НК-8-2У | |
По роторам двигателя |
– вибрация опор; – частота вращения роторов. |
– уровень масла; – давление топлива; – температура газов за турбиной; – положение клапана перепуска; – положение замка реверса; – наличие стружки в масле; – температура масла; – засорение фильтра; – вибрация опор; – положение РНА; – положение створок реверса. |
По газовоздушному тракту двигателя |
– температура газов перед СТ; – устойчивость компрессора; – давление за компрессором. | |
По масляной системе |
– температура масла в различных точках системы; – давление масла в магистралях; – давление в средней опоре; – появление стружки в масле. | |
По системам регулирования |
– давление масла в системе. | |
По системе запуска |
– частота вращения стартера; – положение заслонки стартера; – частота вращения ротора ВД на запуске. | |
По системам, обеспечивающим работу двигателя |
– температура и уровень масла в баке двигателя; – давление и температура топливного и пускового газа; – температура воздуха на входе в двигатель и в отсеке двигателя; – разрежение на входе в двигатель; – загрязнённость фильтров маслосистемы; – напряжение питания постоянного тока. |
Статьи о транспорте:
Европейская схема торговли
квотами на эмиссию парниковых газов
Киотский протокол позволил создать локальную, европейскую схему торговли квотами на эмиссию парниковых газов. Директива 2003/87/ЕС создает механизм реализации его положений на уровне Сообщества в той части, которая касается торговли квотами, включая контроль и ответственность, а также гармонизиров ...
Расчет на выносливость и сопротивление усталости
Расчет на выносливость осуществляем для случая прямолинейного движения, а не при предельно допустимом сцеплении колес с дорогой при движении на повороте, так как при движении на повороте боковая сила на более нагруженное колесо направлена снаружи к центру поворота (т. е. она уменьшает момент Nоа ( ...
Расчет и построение теоретического чертежа
При составлении таблиц 1.1 и 2.1 использованы следующие обозначения: - ординаты шпангоутов на соответствующих ватерлиниях
;
- ординаты линии борта главной палубы
;
- аппликаты линии борта главной палубы
;
- аппликаты контуров шпангоутов на первом батоксе
;
- аппликаты контуров шпангоутов н ...